СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Преобладающее большинство авторов исследуют 6 отдельные вопросы государственной регистрации, лицензирования, налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, в то же время субъект малого предпринимательства как объект исследования не рассматривается. Критически освещаются работы предшественников, называются те вопросы, которые остались неразрешенными, определяется свое место в решении проблемы определения правового статуса субъектов малого предпринимательства по законодательству Республики Беларусь. В ней дается краткий историко-правовой анализ становления и развития как самого малого предпринимательства, так и законодательства, регламентирующего деятельность указанных субъектов. В результате научного познания правового статуса субъекта права, субъекта гражданского права, который полностью распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, в т. Необходимым становится анализ критериев отнесения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к субъектам малого предпринимательства. По действующему законодательству индивидуальные предприниматели в отличие от юридических лиц относятся к субъектам малого предпринимательства без установления каких-либо критериев. В настоящее время в мире насчитывается более 50 статистических критериев отнесения предприятия к группе малых и средних.

Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Проблемы развития предпринимательства в Беларуси Проблемы развития предпринимательства в Беларуси. На основании статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства. Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании предприятий, так и на этапе их развития. По мнению руководителей малых и средних предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.

Функции. Деятельность Министерства · Макроэкономика · Малый и Фонд подчиняется Министерству экономики. гарантий по льготным кредитам, в том числе по микрокредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь. Предельные значение выручки от реализации товаров ( выполнения.

В этих условиях наблюдаются существенные изменения в функционировании крупных компаний, а именно: Отсюда, главными вызовами для экономики становятся сетевая интеграция и цифровая трансформация дигитализация. Но это же, по мнению немецкого эксперта, одновременно является серьезным шансом для субъектов МСП. В условиях цифровой трансформации образуются новые виртуальные сети по созданию стоимости с новыми возможностями для молодых сервисных предприятий в результате специализации; открываются новые шансы для стратегического сотрудничества малых и средних предприятий с крупными компаниями.

Практика западных стран свидетельствует, что специализированные фирмы, встроенные в цепочку создания стоимости, растут значительно быстрее, чем их заказчики. Так, в течение г. Таким образом, ведущим трендом современной экономики сталоразвитие аутсортинга и субконтрактных отношений, формирование промышленных кластеров. Доктор экономических наук, профессор Алексей Быков считает, что сегодня в промышленном секторе Республики Беларусь сформировались и могут быть выделены два подхода к организации производства, определяющих альтернативные возможности роста добавленной стоимости и чистого экспорта в экономике.

Первый из подходов условно назван импортозамещающим, второй — аутсорсинговым. Суть импортозамещающей модели сводится к созданию формальных или виртуальных вертикально интегрированных структур на базе крупных производителей конечной продукции. Цель — сосредоточить внутри экономики производство основных комплектующих и компонентов конечной продукции; результат — высокая добавленная стоимость при сравнительно небольших объемах импорта и экспорта.

Субъекты предпринимательского права 3. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля г. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия ст. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Данные пределы с 1 января года составляют:

Медленные темпы роста количества малых предприятий и (МП) на человек составляло , то в этот показатель достиг значения Однако Доля малого бизнеса в экономических показателях инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»[8].

Иные формы поддержки, к которым относятся: Финансовая поддержка Статьей 11 Закона предусмотрено, что государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь. Согласно нормам Закона финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

В силу того, что ниже по тексту Закона следует перечисление конкретных мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, можем сделать вывод, что конкретных мер финансовой поддержки субъектов среднего предпринимательства Законом не предусмотрено Законом лишь предусмотрено, что финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством. В свою очередь, меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства оказываются следующими структурами.

Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления: Областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления: Банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады депозиты этих банков. В то же время статьёй 11 Закона предусмотрены условия, при которых государственная финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого предпринимательства: Государственная финансовая поддержка также не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если: Однако в каких размерах и на каких условиях субъектам малого и среднего предпринимательства будет оказываться финансовая поддержка, Закон не раскрывает.

Скорее всего, эти параметры будут определять непосредственно те организации, которые будут предоставлять такую поддержку.

Ваш -адрес н.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: Категории субъектов малого и среднего предпринимательства 1. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров работ, услуг и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

соответствующих мер экономической политики, осуществляется . ства ЕБРР и Программы ЕБРР по поддержке малого бизнеса. Методика дет иметь решающее значение для успешного внедрения новых принципов. В Азербайджане, Беларуси и Украине функции разработки и осуществления эко-.

О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь Наша страна славится трудолюбивыми, образованными и талантливыми людьми. Своей деятельностью они способны не только значительно повысить благосостояние и качество жизни жителей Беларуси, но и обеспечить экономический рост, безопасность нашего государства.

Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики. Раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства. Последовательно реализуются меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы.

Новое значение приобретает диалог власти и бизнеса по выработке решений в сфере развития экономики и стимулированию деловой активности. Вместе с тем для обеспечения динамичного развития белорусской экономики предстоит немало сделать по дальнейшей либерализации хозяйственной деятельности. Со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

Не случайно одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предстоящем пятилетии является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности государственных и частных, отечественных и иностранных и в конечном итоге — созданием безбарьерной деловой среды.

Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире

Исследована государственная поддержка малых и средних предприятий в этих странах. Рассмотрены меры по поддержке таких предприятий в условиях мирового финансового кризиса. По итогам исследования сделаны выводы. Срок публикации - от 1 месяца.

Вклад малого бизнеса в экономику страны не очень велик. По их мнению, в перечне должны остаться лишь те виды, которые могут что для действующих компаний это улучшение не имеет большого значения.

Самым простым определением этого понятия может быть такое: Финансовая система государства — это система сбора и распределения государственной властью денежных средств. В систему обязательно входят: Механизмы сбора и распределения средств — это органы, выполняющие такие операции; Законы и правила, по которым совершаются перечисленные в двух предыдущих пунктах действия.

В такую схему укладывается финансовая система РБ и любого другого государства. Но для того, чтобы эта система реально работала, необходимы люди с глубокими теоретическими знаниями и еще большим практическим опытом. Специалистов, разбирающихся во всех слагаемых финансовой системы государства, не существует. Практики совершают конкретные операции в своей области. Академическая наука — строит теории исходя из успешной или не успешной практики.

Попытки построить заново и воплотить в жизнь финансовую систему государственного масштаба фактически были, но пока не увенчались успехом. Пример - социалистическое государство, первоначально основанное на марксистской теории, оказалась вынуждено повторять и копировать уже работавшие практики и корректировать идеологическую базу сообразно действительности. Республика Беларусь на современном этапе развития имеет финансовую систему, унаследованную от БССР, которая была частью социалистической структуры хозяйствования.

Это замечательно иллюстрирует обилие государственной собственности на предприятия, централизованный и чрезвычайно разветвленный механизм финансирования разных отраслей жизни общества. Правильнее было бы сказать, что финансы государства остаются определяющим фактором для большинства организаций и домашних хозяйств.

Новации проекта указа о господдержке малого и среднего бизнеса

Надо перенимать зарубежный опыт и больше доверять частникам. Данные утверждения в последнее время набили оскомину. Роль малого бизнеса Степень влияния МСП на процессы в экономике в значительной степени зависит от уровня экономического развития страны и качества деловой среды в ней.

Исключительное значение инновационной компоненты малого и среднего бизнеса для экономического и социального развития общества, повышенные риски .. также на стимулирующие и регулирующие функции налогов, многие развитые . Республики Беларусь, в структуре затрат на технологические.

Какие критерии малых предприятий в году применяет ФНС Налоговая служба в г. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных.

Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в г. Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.

АО — малое предприятие критерии отнесения К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию — это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций п. Согласно закона от Малые предприятия, критерии в г. Преимущества малых и средних предприятий Критерии г. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

Экономика малого бизнеса и предпринимательства : учебное пособие

Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Предприниматель является ключевой фигурой рыночной экономики и ориентируется на взаимовыгодные отношения с потребителями своей продукции и услуг, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики. По Кантильону, предпринимательство — это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска.

Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство.

Проблемы современной экономики, N 4 (44), Ключевые слова: крупный бизнес, малый бизнес, образовательный фактор, значения, установленные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;.

Основные условия оказания государственной поддержки. Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, бизнес-проекты, в целях строительства, приобретения капитальных строений зданий, сооружений , изолированных помещений и или их ремонта и реконструкции, приобретения оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и оказания услуг.

Обязательным условием оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства является создание новых рабочих мест. Государственная финансовая поддержка не может оказываться за счет средств, предусмотренных в программах, субъектам малого предпринимательства: Государственная финансовая поддержка не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если: Виды оказываемой государственной финансовой поддержки.

Субсидии для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами. Для получения государственной финансовой поддержки в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами субъекты малого предпринимательства участвуют в конкурсе инвестиционных проектов и представляют в облисполком документы: Возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, полученными: Возмещение производится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на дату принятия решения о возмещении части процентов.

Субсидии для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды лизинга в части оплаты суммы вознаграждения дохода лизингодателя. Для предоставления государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды лизинга в части оплаты суммы вознаграждения дохода лизингодателя субъекты малого предпринимательства участвуют в конкурсе инвестиционных проектов и представляют в облисполком документы:

Роль малого бизнеса в белорусской экономике

Бобруйску сообщает, что постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от Данное постановление официально опубликовано Как получить государственную финансовую поддержку?

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. РФ о доли малых предприятий в основных экономических показателях.

Обладая рядом преимуществ и имея большое социально-экономическое значение, он, однако, уязвим на конкурентном рынке. В связи с этим правительства проводят политику законодательной поддержки малых предприятий. В Республике Беларусь малый бизнес играет незначительную роль. О возможностях его массового развития свидетельствует рассмотренный опыт Польши. Современное состояние и тенденции развития мирового рынка энергоносителей Статья посвящена одной из актуальных проблем развития мировой экономики.

Основное внимание уделено определению тенденций в соотношении спроса и предложения на ресурсы. Установлено, что для мировой экономики характерно снижение энергопотребления в высокоразвитых странах, использующих энергосберегающие технологии. В развивающихся же государствах имеет место противоположная тенденция — в их экономике превалируют энергоемкие технологии и при этом достигнуты заметные успехи в повышении темпов роста производства. Автором дана оценка состояния лесосырьевого потенциала страны, выявлены проблемы развития лесного хозяйства в современных экономических условиях.

Экспортная специализация Республики Беларусь: Определено место Республики Беларусь в системе международной торговли. Сделаны выводы о необходимости корректировки номенклатуры вывозных товаров, поскольку Беларусь, не являясь страной с богатыми сырьевыми ресурсами, специализируется на поставках полусырьевой продукции. Показано, что сырьевая ориентация экспорта закрепляет отсталость страны, ставит национальную экономику в зависимость от колебания мировых цен.

Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь

Какие предприятия могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства? Условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24 июля г. Предельные значения выручки от реализации товаров работ, услуг для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля г. Может ли вновь учрежденный хозяйствующий субъект относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение того года, в котором он зарегистрирован?

Диссертация выполнена на кафедре экономической географии Для содействия территориальному развитию МСП существенное значение приобретает предприятий малого и среднего бизнеса Республики Башкортостан. .. Уровень развития сектора МСП в РБ в разрезе муниципальных районов.

В х годах малый бизнес стал объектом постоянных исследований со стороны ученых и спе-циалистов-практиков. Целью данной работы является выявление социально-экономической роли малого бизнеса, основных тенденций и факторов, способствующих и препятствующих развитию малого бизнеса в Беларуси. При освещении наиболее общих понятий о малом бизнесе была использована специализированная литература. Теоретическую и методологическую основу работы составляют статьи таких специалистов, как М.

Роль малого бизнеса в национальной экономике: Предпринимательство можно рассматривать как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство это четвертый, нематериальный, фактор производства. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.

В сравнении с крупным производством малые формы обладают рядом преимуществ: Малому производству способствует дифференциация и индавидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Конечно, иногда малым предприятиям нелегко выдержать конкурентную борьбу с крупными, которые обладают некоторыми существенными преимуществами, такими, как сравнительно низкая себестоимость продукции в силу хотя бы эффекта массового производства и меньших, связанных с этим, различного рода издержек.

Крупные предприятия обладают возможностью активного финансирования целенаправленных научных исследований и разработок, а также развития социальной инфраструктуры, что привлекает высококвалифищгоованные кадры. Также у них обычно гораздо большие шансы занять доминирующее положение в своей отрасли и, таким образом, поддерживать на приемлемом уровне ставку прибыли. Однако именно малочисленный штат занятых и скромные масштабы производства позволяют:

идеи для бизнеса с нуля в беларуси